12:28 Взаимоотношения в семье. | |
Юношеские проблемы и проблемы полового созревания — это одно и то же? Нет, это разные проблемы, хотя появляются они в одно и то же время. Проблемы полового созревания, о которых мы уже говорили, связаны с физиологическими функциями организма: первыми месячными, первыми семяизвержениями. А юношеские проблемы возникают на эмоциональном уровне, то есть связаны скорее с психикой, чем с физиологией. Юность — это достаточно длительный период, который может затянуться на долгие годы, иногда на восемь — десять лет. Начинается он с момента полового созревания и продолжается до тех пор, пока юноша или девушка, закончив школу или другое учебное заведение, приступают к профессиональной деятельности. Иными словами — становятся независимыми, вступают во взрослую жизнь. Во время этого важнейшего жизненного этапа формируется характер человека. У подростка постепенно меняется поведение, образ мыслей и отношение к окружающему миру. До этого времени он был ребенком, подчиняющимся учителям и родителям. Он мог быть послушным или непослушным, спокойным или озорным, но в любом случае его поведение в большей степени зависело от настроения. Подросток соглашался с мнением взрослых, не подвергая его критике. А если и не соглашался, то вряд ли мог объяснить даже самому себе: почему? Взрослые в таких случаях говорят, что в ребенке сидит дух противоречия. Взаимоотношения осуществлялись по одной схеме: родители и учителя дают наставления детям. Подросток только получал указания так как не имел опыта и достаточной самостоятельности. Но с приходом юности эти привычные схемы ломаются. Молодые люди начинают подвергать сомнению абсолютно все!
И теперь они уже могут объяснить, почему именно их не устраивает тот или иной взгляд взрослых на какую-то проблему. Они критикуют взрослых, при этом иногда противореча самим себе. Неизбежно возникают конфликты. Юношеские проблемы — это адаптация подростка к новой, незнакомой, взрослой жизни. И здесь все против него! Даже собственный организм, который в это же время проходит сложный процесс трансформации. Почему так трудно достигнуть взаимопонимания в семье? Борясь за независимость, подросток стремится к самоутверждению заведомо неконструктивным способом — оппозиционным. Они не признают советов по выбору друзей, книг, развлечений, политических пристрастий. Они спорят с родителями, выбирая место проведения каникул, отказываются от семейных прогулок, отстаивают свое право приходить домой поздно или вообще уходить на ночь. В целом, молодые люди на крутом повороте жизни ведут бой по двум направлениям: независимости от родителей и самостоятельности выбора. Они пытаются сразу же перебраться из детских пеленок, которые стали им малы, во взрослую одежду, которая пока еще им велика. И пытаются установить принципиально новые взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. И не хотят учиться на чужих ошибках, считая чужой жизненный опыт (как правило, опыт родителей) заведомо не приемлемым. Именно такое поведение называется кризисом юношеской оригинальности. Единственный конструктивный способ решения юношеских проблем — диалог — становится невозможен из-за отдаления подростков от семьи. О каком взаимопонимании может идти речь, если разговор подростка с родителями в данном случае больше всего напоминает разговор глухого со слепым! | |
|
Всего комментариев: 0 | |